г. Нефтеюганск,

ул. Ленина д. 7

8 (982) 414-64-44

8 (3463) 26-64-44

Историческая справка

Главная / О городе / Информация






Географическое положение

Нефтеюганск расположен в юго-восточной части Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, географическое положение которого отнесено к центральной части Западно-Сибирской равнины. Третий по размеру (после Сургута и Нижневартовска) город автономного округа. Нефтеюганск расположен на правом берегу протоки Юганская Обь, это единственный крупный город на Оби, целиком расположенный на острове между речными протоками.

 

- Площадь 

126,2

- Население 

 

 Климатические условия

По климатическим условиям Нефтеюганск относится к району с резко континентальным климатом. Природно-климатическими условиями региона является продолжительная и холодная зима, но короткое лето. Среднегодовая температура воздуха: -3,3°C, средняя температура января - 200, июня + 14. Нефтеюганск приравнен к районам Крайнего Севера.

 

Историческая справка

Своим рождением Нефтеюганск обязан богатейшим запасам нефти уникального Усть-Балыкского месторождения, открытого в 1961 году – первенца среди месторождений Среднего Приобья. Пробуренные скважины Р-62, Р-63 послужили основой новой крупной нефтедобывающей базы. Строительство города началось с высадки десанта геологоразведчиков на побережье реки Юганская Обь.

Статус города был присвоен рабочему поселку нефтеразведчиков 16 октября 1967 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "О преобразовании рабочего поселка Нефтеюганск Сургутского района Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области в город окружного подчинения".

«Город, рожденный нефтью»

Рождение города Нефтеюганска связано с открытием уникального Усть-Балыкского нефтяного месторождения – одного из крупнейших в Тюменской области. Сам город Нефтеюганск находится на территории разработанного Усть-Балыкского месторождения нефти, богатейшим запасом которой город обязан своим рождением.

Весной 1961 года на высокий берег Юганской Оби – единственное место, пригодное для размещения базы экспедиции – высадился первый «десант» геологов и строителей, и уже в октябре на скважине Р-62 был получен фонтан нефти суточным дебитом 300 тонн.

Нефтяной фонтан открыл новое месторождение и стал судьбоносным для будущего города. Но требовалось доказать перспективность залежей нефти. 18 декабря 1962 г. скважина Р-63 фонтанировала нефтью суточным дебитом 800 тонн. Нефтеносность скважины подтвердила запасы Усть-Балыкского месторождения, первоначально оцениваемые в 100 млн. тонн; сегодня добыто более 200 млн. тонн.

В 1964 г. Усть-Балыкская, Мегионская и Шаимская нефть нефтеналивными баржами была отправлена на Омский нефтеперерабатывающий завод, что ознаменовало начало промышленного значения сибирской нефти – Западная Сибирь начала работать на собственном сырье.

16 октября 1967 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Нефтеюганск Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа получил статус города. В 2017 году Нефтеюганск отмечает свой 50-тилетний юбилей. Люди обживали тайгу и болота, строили дома и нефтяные вышки и верили в будущее города, которого тогда еще не было на карте нашей страны.

Нефтеюганск рос очень быстро: к концу 1962 г. в поселке проживало 1500 человек; 1 января 1968 г. население Нефтеюганска достигает 21 тыс. человек.

Сегодня Нефтеюганск – современный промышленный город Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, третий по численности населения в округе.

С 1969 г. проектировщиками города являлись архитекторы из Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда), поэтому у Нефтеюганска имеется ряд схожих черт с «северной столицей»: внешне Нефтеюганск также «развернут лицом» к реке, разбит на сектора прямыми улицами. Нефтеюганск построен на болотах и островах, оба города находятся практически на одной 60-й параллели, поэтому в Нефтеюганске также летом белые ночи.

Нефтеюганск – единственный город в Среднем Приобье, расположенный на острове: с севера остров омывают воды Оби, а с юга – протоки «Юганская Обь».

Сегодня город насчитывает более 125 тыс. жителей. Средний возраст жителей молодого города – 33 года. Этнический состав Нефтеюганска представлен более чем 100 национальностями.

Нефтеюганск является крупным транспортным узлом, соединяющим федеральной автотрассой Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа с центральной Россией.

Транспортное сообщение

Город расположен на федеральной  трассе Р404, которая соединяет юг Тюменской области с северными округами. Один из населённых пунктов строящейся вокруг ХМАО, трассы Северного широтного коридора.

Междугороднее сообщение связывает Нефтеюганск с пгт.Пойковский и другими населенными пунктами Нефтеюганского района, городами Ханты-Мансийск, Пыть-Ях, Сургут, Нижневартовск, Тюмень, Омск, Курган, Екатеринбург и Уфа.

Городская маршрутная сеть состоит из 10 автобусных маршрутов, большинство из них кольцевые.На городских маршрутах работают автобусы и маршрутное такси.

Воздушное сообщение по внутрироссийским и международным авиалиниям, в настоящий момент происходит через международный аэропорт г.Сургута, находящийся в 70 км (около часа езды автотранспортом)

Ближайшая железнодорожная станция находится в 42 километрах к югу от Нефтеюганска — в городе Пыть-Яхе. Железнодорожные пути сообщения связывают город с важными хозяйственными центрами — Москвой, Тюменью, Омском, Екатеринбургом, Нижневартовском, Н.Уренгоем.

Нефтеюганск — речной порт на протоке Юганская Обь. Водный транспорт связывает с Ханты-Мансийском и Сургутом.

Югорский вантовый мост через Обь

Мост через реку Обь находится в 45 км. от Нефтеюганска в сторону Сургута. На момент постройки – сентябрь 2000 г. – являлся мостом с самым длинным вантовым пролетом в мире, настоящим чудом инженерно-технической мысли. Длина вантового пролета составляет 408 м., в мировой практике на тот момент максимальный пролет был 325 м., в России – 160 м. Пролет поддерживается одним пилоном высотой почти 150 метров.

Пропускная способность моста – 9100 автомобилей в сутки, срок эксплуатации без капитального ремонта – 100 лет.

Мост является единственным на всем протяжении реки Оби от Томска («Шегарский мост») до Северного Ледовитого океана и вошел в семерку чудес Тюменской области.

Мост через протоку «Юганская Обь»

В 70-80 годы прошлого столетия, до постройки автомобильного моста через Юганскую Обь, связь между населенными пунктами юга и севера Тюменской области осуществлялась паромами, зимой – по ледовой переправе. В экстренных случаях использовались вертолеты.

Автодорожный мост через протоку Юганская Обь был открыт 3 ноября 1984 года. Длина моста составляет 870,3 м., его пропускная способность – 1500 автомобилей в сутки.

К началу XXI века интенсивность движения увеличилась многократно и пропускная способность моста с трудом обеспечивала прохождение автотранспорта.

20 сентября 2008 года состоялось торжественное открытие дорожно-мостового реконструированного комплекса через Юганскую Обь, с двумя мостовыми переходами с двухполосным движением в каждом направлении.

Мост рассчитан на безаварийную эксплуатацию в течение 50 лет. Он имеет огромное социально-экономическое и стратегическое значение – являясь частью федеральной автодороги, обеспечивает круглогодичную связь северян с другими регионами России.


Рейтинг@Mail.ru